Тушети tusheti
Суббота, 03.12.2016, 01:21 Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2014 » Апрель » 19 » Тушети tusheti
09:10

Тушети tusheti






Текст моего доклада для вечера "Путешествие в Тушети" из цикла "Путешествие по уголкам Грузии"

Тушети
Сегодня я вам расскажу об удивительном, одном из красивейшем, малоизученном регионе Грузии Тушети, который находится в северо-восточной части Грузии, на восточном Кавказском Хребте , на высоте 1650-4493 метров над уровнем моря,
На востоке Тушети граничит с Дагестаном, с севера – с Чечней, на западе и на юге с регионами Грузии Хевсурети и Кахети.
Современная Тушети подразделяется на Горную, расположенную на севере от Кахетии, и Низменную- расположенную на Алванской равнине.
Окруженная горными хребтами и вершинами Тушети, отличается множеством ущелий, вода из которых вливается в две основные реки Тушети: Пирикитская Алазани и Тушетская Алазани (Гомецри). Обе Алазани сливаются недалеко от села Шенакро, и через Дагестан, под названием Андийское Койсу вливаются в Каспийское море. В Тушети есть множество маленьких озёр различного происхождения. Также здесь есть довольно много лечебных минеральных вод.
Для Тушети характерно многообразие флоры, изобилие старейшех реликтовых видов. Флора представлена хвойными и лиственными лесами, которые придают пейзажу неповторимый колорит.
Большим видовым многообразием отличается животный мир. Предгорья и непроходимые скалы Тушети являются родиной туров. Здесь же Вы можете увидеть серну, оленя, медведя, рысь. Помимо биологического многообразия дикой фауны, Тушети богата также породами домашних животных. Регион является местом происхождения трех видов: крепконогий тушинский конь, верный помощник пастухов – кавказская овчарка и тушинская овца.
Административный центр - Омало. ( в этом селении снимался легендарный фильм Мимино (герой киноленты Валико Мизандари -тушин)

Регион делится на четыре основные общины: Пирикита, Гомецри, Цова и Чагма. Проживающие в Гомецари, Чагма и Пирикити тушины говорили и говорят на тушинском диалекте грузинского языка, а цова-тушины на бацбийском языке. Надо заметить что тушин трех теми-Гомецри , Чагма и Пирикити называют в наши дни –чагма-тушины.
Цова-тушины или бацбийцы, как их еще называют, являются неотъемлемой частью грузинского народа. В прошлом цова-тушины обитали в горной области Грузии – в Тушети, а сегодня они живут на Кахетинской равнине. Цова-тушины двуязычны. Дома и между собой говорят на бацбийском – схожем с вайнахскими языками (чечено-ингушских). Вне дома же они говорят на кахетинском наречии грузинского языка. Цова-тушины считают себя этническими грузинами.
В 19 веке, в Тушети было всего 49 селений, а цова-тушины описаны только в четырех из них (Индурта, Сагирта, Царо и Этельта). Что касается других общин Тушети (теми), которых именовали чагма-тушинами, то они проживали в 45 селах. Стихийное бедствие и эпидемия – вынудили цова-тушин переселиться в низинные районы.
Ученые, изучающие вопрос о цова-тушинах, делятся на две группы: одни утверждают, что их предки пришли в горы Восточной Грузии с Северного Кавказа, в частности, из Ингушети; другие придерживаются противоположного мнения о том, что предки цова-тушин изначально же проживали в этих местах и никакими мигрантами не являются.
Главными аргументами в пользу утверждений о переселении цова-тушин в нагорье Восточной Грузии – Тушети – с Северного Кавказа (из Ингушетии) являлись устные предания и схожесть бацбийского языка с вайнахскими языками.
Этим вопросом занимались этнографы Иванэ Цискаришвили, В. Лагазидзе, Т. Утургаидзе, Дж. Степнадзе, П. Усляр, ученый-лингвист Акакий Шанидзе и этнограф-кавкасиолог Н. Волкова. На основе научной литературы и добытых ими преданий, они заключает, что в горный край Восточной Грузии, в Тушети, цова-тушины мигрировали с Северного Кавказа, из Ингушетии, причиной переселения цова-тушин из Ингушетии явился религиозный вопрос: их принуждали отречься от христианства и обратиться в мусульманство. Чтобы не принять ислам, они покинули свои места обитания и двинулись в горы Грузии. Во время полевых экспедиций со слов самих цова-тушин Н. Волкова записала следующее: «Мы, цовцы, – грузины, но по происхождению кистины, и язык наш родствен кистинскому. На сегодня мы, цовцы, являемся частью тушин, но пришедшими с другой, западной стороны, из страны Галгай (самоназвание ингушей). Когда шах Аббас хотел обратить всех горцев в мусульманство, тогда галгайцы подались в горные районы Грузии».
По другой версии, в Ингушетии, где жили предки цова-тушин, была проблема малоземелья. Поэтому они решили искать для поселения новые, пригодные земли. Местность, из которой они мигрировали, называлась Вапи (Ваби), вблизи ингушского села Эрзи в Джейрахском ущелье.
В селениях Цова-Тушети, кроме самих цова-тушин, жили также мигранты из Пшави, Хевсурети, Панкиси. Пришлые фамилии находились под покровительством местных фамилий, иначе говоря, были связаны с ними по обычаю «шедзмавеба» (побратимства и покровительства). По традиции, в горах Восточной Грузии община, приняв иноплеменника, помогала ему освоиться на новом месте и они становились полновправными членами этой общины.
Всего насчитывается 86 цова-тушинских фамилий, объединенных в восемь основных фамилий. Из этих восьми фамилий семь были грузинского происхождения и лишь одно – ингушского.
Фактически, цова-тушины являются потомками мигрантов из разных историко-этнографических краев Грузии.
В связи с климатическими условиями Горная Тушети на зимнее время оказывается как бы оторванной от равнинной Тушети, что вынуждало мужское население спускаться на зимние пастбища в Ширакскую степь; дома же оставались женщины, старики, и дети. С мая месяца же тушины из Ширак и с Алванского поля вновь поднимались в горы.
Грузинские цари, не желая ссориться с вольными и смелыми горцами, старались несколько сдержать экономическую экспансию тушин, ввести ее в рамки закона. В этом смысле чрезвычайно интересен следующий указ царя Ираклия II на имя моурава Дурмишхана, датированный 1781 годом.
«Тушины держат свой скот в Кахетии. С божьей помощью и сами тушины умножились и их скот тоже. С божьей помощью пусть они еще больше умножаются. Но в кахетинских деревнях, где они пасут скот, они занимаются насилием, грабежом, ограблением церквей, злоумышлением и беспокоят народ. Так вот теперь объяви им так: место стоянки овец и пастьбы — Лопотское ущелье, Алвани и Панкиси, и пусть теперь они пасут свой скот в этих трех местах. Что пшавы претендуют на Панкиси, на это пшавы не имеют права, это тушинское. Если в этих трех местах их баранта не умещается, тогда пусть выпасают по два отара [Отара — 400 штук. ] за деревнями, но чтобы не больше. И чтобы не воровали, не насильничали. Мы по этому поводу всем деревням разослали приказ, чтобы только по два отара ставили, а если больше, то будет плохо. Если же тушины не перестанут, то их побьют, а за воровство даже убьют. Итак, объяви тушинам, что больше двух отар на каждую деревню нельзя ставить и чтобы они не злоумышляли, а то с ними поступят так, как я написал».
Таким образом царь Ираклий Второй узаконил за тушинами вышеуказанные пастбища. Так как тушины занимались скотоводством, а особенно овцеводством, то этот фактор отразился и на их кухне. Например, знаменитый на всю Грузию тушинский бараний сыр «Гуда».Сыр Гуда Кто пробовал этот сыр, тот никогда не забудет его вкусовых качеств. Технология изготовления Гуды отлична от других сыров. Технология приготовления его передается пастухами из поколения поколению В заранее приготовленные мешочки из очищенной и обработанной овечьи кожи, которые называются «Гуды» (отсюда и пошло название сыра "Гуда") помещали уже сваренный овечий сыр и выдерживали его в рассоле в деревянной бочке несколько месяцев. Этот сыр имеет специфический запах, но обладает потрясающим вкусом. Не менее известны также тушинские хинкали, особенностью которых является пряная трава, которая растет только в горах Тушети и в этих хинкали отсутствеет свиного мясо.. Большой популярностью пользуется Котори (местное хачапури), которое готовится из овечьего сыра и также местное пиво и тд.

Как уже было сказано, тушины занимаются овцеводством, что дает большое количество шерсти. В связи с этим из производств наиболее развита ткацкая кустарная промышленность. Ткут здесь главным образом паласы (пардаги), хурджины, выделывают бурки, войлоки (набади), шали и башлыки; помимо того, вяжут цветные носки оригинальную шерстяную обувь (читы). шерстяная обувь ЧитыЧиты связаны из шерсти тушинской овцы; шерсть возделана кустарным образом, из которой получают нити, из которых Читы ткутся. Читы изготавливают из ниток разных цветов и с различными тушинскими орнаментами. Для окрашивания шерсти использовались природные красители: как кора и листья осины, черноголовки и т.д. В настоящее время используются производственные краски.


А на этом рисунке изображен тушинец в мужской национальной одежде. Тушская ЧохаЭто тушинское мужское зимнее пальто-чоха. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка со стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги.




Элементы этой чохи можно увидеть и в современной моде.
Очень интересны традиции в Тушети. Так интересна в Тушети традиция встречи Нового Года.
В Тушети Новый Год именуют «цэлцдоба» (от грузин. слова «цэли» - год), в хевсурском же - «цэлцади». К Новому Году в тушинских селах гонят водку и варят пиво. В семьях пекут большого размера «котори», т.е. хачапури с интереснейшим названием «КРИСТЭС САГДЗАЛИ» («кристэ» - Христос, а «сагдзали» или еще называют «сагзали» - это «путевая провизия» дословно на русском; Пекут отдельно для мужчин – лепешку под названием «бацукаци» («каци» - мужчина, человек), для женщин – круглую лепешку. Т к в Тушети культ животных, то пекут также лепешки, под названием Квэри (лепешка, колобок) в виде скота. Например, с изображением рогов быка, овцы – с курдюком, коня – с формой подковы. Все эти квэри кладут на корыто (вместе с шерстью («матк’ли»), солью, сыром, топленым маслом («эрбо» - топленое масло) и до прихода «мэквлэ» никто не притрагивается к столу. Домохозяйка печет специальную лепешку для Ангела-Хранителя семьи («сахлис ангелозис квэри»); И обязательно пекут «кэрис квэри» (т.н. «лепешка очага»; «кэра» - очаг). К Новому Году выбирают «мэквлэ», который привносит в дом хлеб с топленым маслом, сыром, шерстью и чего-нибудь сладкого. В руках «мэквлэ» держит водку. Зайдя в дом, «мэквлэ» броском катит хлеб по полу со словами благословения, с дословным текстом: «Вступил я за порог – милость Божью в дом привнес, нога моя – след Ангела, долгих лет смените множество, сей - ушедший и тысячу – множество. Да плодится и размножается семья, а на дворе (снаружи) – живая тварь!»
Надо сказать, что в Грузии в зависимости от региона традиция встречи Нового Года различна.

Нет семьи, в которой не происходит сватовство и свадьба среди тушин.
Посредник (марджакали), который может быть родственником или просто знакомым, явившись к родным невесты, наводит справки и ведет переговоры. Девушка не должна показываться и прячется все время, пока марджакали находится в доме ее родных. Когда родители дают свое согласие выдать дочь, марджакали приносит кувшин водки (хелади), вместимостью в две бутылки; раньше, кроме водки, приносилась свеча, которая прикреплялась к хелади и зажигалась. Затем марджакали дает руку матери невесты и просит руки невесты.
После полученного согласия устраивается застолье, во время которого невеста не принимает участия и по-прежнему прячется.
Иногда девушку спрашивают: согласна ли она выйти замуж. По обычаю, она должна ответить, что это не в ее воле. Ответить, что она согласна, — нельзя, так как это считается позорным; если же она ответит, что не согласна,— это также считается неудобным и сердит родителей. Если девушка откажется выйти замуж, родители могут выгнать ее из дома. Выгнанная девушка год живет у кого-нибудь из родственников и выходит замуж без участия родных. В том случае, если сватовство протекает нормально и девушка ничем не навлекает на себя гнева родных, происходит кутеж за счет родителей жениха и без его участия. После обручения, недели через две устраивается свадьба. На свадьбу готовят водку и пиво; со стороны невесты режут 3—4 баранов, а со стороны жениха — корову и одного барана. Гости все садятся за стол и едят из общей посуды. Жених может есть вместе с гостями, невеста же не может присутствовать при еде и уходит. После общего кутежа невесту отводят в темный угол, сажают и дают поесть; она закрывается «мандили» (головным платком) и потихоньку ест.
Свадьба происходит в доме жениха или невесты. Во время венчания всю голову и лицо невесты накрывают платком «багдади», поверх одевается венец. Под этим платком «багдади» молодая остается от одного до трех дней. После одевается «мандили» таким образом, что край платка прикрывал глаза; так молодая ходит неделю, после чего «мандили» носится обычным образом, спущенное до середины лба. Выйдя замуж, тушинка покрывает голову платком «мандили» и носит черное платье. При драках так же, как и в Хевсурети, стоит в толпу дерущихся вбежать тушинке и сдернуть «мандили», как ссора прекращается. В связи с ношением «мандили» в Тушети существует постепенно исчезающий обычай покрывать этим платком голову мужчины, совершившего позорный поступок. В соответствии с большим материальным благополучием тушинки не знают тех ограничений в смысле рождения детей, которые знала хевсурка, рождающая не более одного-двух детей; были тушинки, имеющие 11—14 детей.

Если говорить о роли женщины в тушской семье, то надо сказать, что в Тушети обычай «самревло» (женщина во время родов и циклов считалась «нечистой» и на это время ее изолировали в отдельное помещение рядом с селением, которое называлось Самревло) изжит совершенно (по данным источникам 1923 года).


Тушинская женщина находилась в подчиненном положении у мужа; муж мог бить жену, жена же не только, не смела нанести: ему ответного оскорбления, но ни в коем случае не должна была возражать ему. Она исполняет все домашние работы, ходит в лес за дровами, косит, жнет и даже пашет. Уход за ребенком и все заботы о нем лежат исключительно на женщине; считается позором, если отец на людях возьмет ребенка на руки. Мужчина вообще очень ревниво охраняет свои «права»; даже в том случае, если: жена больна, муж считает несовместимым с его достоинством ходить за водой, доить корову, подметать комнату. В случаях, когда женщина состарилась или, бездетна, с ней можно было развестись. При таком разводе по обычаю она ничего не должна была получить.
Праздники в Тушети празднуется по-своему. Интересно празднуется Атенгеноба, которое начинается на сотый день после Пасхи и длится две недели. В это время в главных святилищах каждой деревни в определенной календарной последовательности проводятся службы. Хозяин Атенгенобы - «Шульта» - человек, выбранный деревней, исполняет обязанности служителя святилища.
Празднество Атенгеноба не проходит без шуток и веселья. Тушинское празднество невозможно себе представить без традиционного пива. Пиво для празднеств варится специально, тушинцы называют его «алуда». «Алудой» с удовольствием подчуют всех пришедших на праздник.
Празднество заканчивается скачками. Лихо скачут на конях всадники по горам Тушети. Это необыкновенно захватывающее зрелище!
Любого гостя, попавшего в деревню во время празднества, тушины обязательно пригласят к столу. В это время они не обратят внимания на его вероисповедание.
В последние десятилетия перед революцией усердием миссионерских обществ, тушины были обращены в православие. После революции тушины часть церквей обратили в школы, часть же закрыли. На сегодняшний день все тушины православные христиане, хоть и сохраняют верность язычеству. Здесь до сих пор приносят животные жертвы и почитают Солнце. А на священных местах и местах, предназначенных для варки пива, женщинам запрещено находиться.
Что же касается горского обычая кровной мести, то кровная месть осуществляется у них гораздо реже, а за убийство откупаются выкупом в 60 коров за кровь христианина, и 30 за кровь мусульманина (дагестанца).
Тушины очень тяготеют к культуре; лучшим доказательством является высокий процент грамотности. Вообще строгая нравственность и особенная склонность к добру всегда отличали тушин от других горцев. Храбрость, честность, справедливость, гостеприимство, благотворительность, уважение к старшим, а особенно к старикам, - вот добродетели, завещанные предками потомству! Но при этом: гордость, мстительность, упрямство, грубость и некоторая дикость, пороки неразлучные в жизни сынов гор - суть также отличительные свойства их характера. В каждом уголке Кавказа рассказывают об удальстве тушин. Женщины-тушинки при осаде неприятелем деревни или тушинской крепости, составляют кружок и поют веселым голосом боевые песни и воспевают мужскую храбрость.
Очень интересен обычай гостеприимства.
По правилам гостеприимства каждый бедный тушин обязан зарезать для гостей если не корову, то, по крайней мере, барана. Чтобы доказать ему свою бескорыстную услужливость, он угощает стоя перед ним без шапки, и сам не ест до тех пор, пока гость не кончит трапезу, исключая особенных случаев, когда просьбы и убеждения гостя склоняют его разделить с ними оную...
Каждый тушин дорожит любимым оружием, или лошадью, наравне с собственной жизнью, весьма часто, без сожалений подносят их своему кунаку, если только заметят, что они нравятся ему. Гостеприимный хозяин должен ручаться за жизнь гостя под своей кровлей и резаться за него до последних сил. Нарушение же таковых священных правил гостеприимства, измена гостю, - навлекает у тушин неизгладимый позор до последнего поколения, мешает любви и доверию обществу. "Лучше бы человеку надеть покрывало собственной жены, чем изменить своему приятелю!" - говорит каждый тушин.

Особое место в Тушети занимало строительство. Среди построек очень интересны тушские башни, которые служили наблюдательным пунктом и убежищем для укрытия от набегов чеченских и дагестанских захватчиков. Есть все основания для предположения, что родоначальниками башенного строительства в горной зоне Восточной Грузии, являются предки ингушей. Башенное строительство получило наибольшее развитие в период средневековья именно на территории Горной Ингушетии. Высокую оценку получил классический тип ингушской боевой башни с пирамидально-ступенчатым покрытием, которые часто встречаются в Тушети. (продолжение на прикрепленном файле)

архитектура башни

По сей день в Тушети стоят многовековые башни, отразившие не одно нашествие врагов и архитектура, которых поражают всех, соприкасающихся с ней.

Дорогие друзья, разве можно представить грузин без песни и танца?! В Тушети так же, как и во всей Грузии все праздники отмечались и омтечаются прекрасными танцами и мелодичными песнями. На ряду с чонгури (струнный музыкальный инструмент) большой популярностью пользовалась маленькая гармошка (бузика), которая считалась женским музыкальным инструментом. Что касается же гитары, она появилась в Тушети позже и была также популярна,как и бузика. Невесте считалось неприличным не уметь играть на ней.

п.с. 22 апреля 2003 года Тушети объявлен национальным парком (заповедником), а с 24 октября 2007 года Тушети находится под защитой ЮНЕСКО.

Приезжайте и путешествуйте по Грузии. Посетите обязательно Тушети. Не пожалеете,

Литература, используемая в докладе:

1) труды Н. Волковой
2) Статья А. Шанидзе
3) выдержки из статьи И.Цискаришвил
4) Демидов "В Высокогорьях Кавказа. Горные районы Грузии" Москва, 1931г
5) История Ингушетии.
6) http://ka.wikipedia.org/wiki/%E1%83%97%E1%83%A3%E1%83%A8%E1%83%94%E1%83%97%E1%83%98
7) http://www.paata.ge/tusheti.html
8) http://www.travelgeorgia.ru/121/
9) http://shina.ge/tusheti_ru.html
10) «Кавказоведческие исследования», Тбилиси 2011 г.
11) Дешериев Ю. Д. Бацбийский язык. М., 1953;
12) Чрелашвили К.Т. Бацбийский язык // Языки мира: Кавказские языки. - М., 1999. - С. 197-203;
13) Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, № 22. 1897
14) фото и видео - просторы интернета

тушети2
Тушети3
Тушети.кесело
Тушети.церковь в Шенако
Эрзи. селение в Ингушетии в Джейрахском районе
Карта Грузии
Тушинцы
Царь Грузии Ираклий Второй
Башня в разрезе
Тушети
Просмотров: 400 | Добавил: theemble | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz